Тара для молочной продукции

Тара для молочной продукции

28.11.2023

Автор: Liton

Из этого материала вы узнаете:

  • 4 разновидности молочной упаковки
  • Выбор упаковки для молочных продуктов
  • Тара для перевозки и хранения молочных продуктов
  • 9 направлений модернизации тары для молочной продукции

Тара для молочной продукции, неважно, для ее упаковки или перевозки, обязана быть подобрана со всей возможной тщательностью. От этого зависит не только качество получаемого потребителем продукта, но и его конечная стоимость. Понятно, что работать себе в убыток никто не станет.

А ведь есть еще законодательные нормы касательно хранения и перевозки товаров, нарушать которые крайне не рекомендуется. Впрочем, вариантов упаковки для молочной продукции и тары для ее транспортировки сегодня достаточно много. Так что особых проблем при решении вопроса быть не должно.

4 разновидности молочной упаковки

Сегодня производители используют самые разные варианты тары для молочной продукции, и потребителям приходится хорошо задуматься перед покупкой. Ведь данная категория товаров упаковывается в бумагу, картон, фольгу, ламинированную пленку, пластик, стекло и жесть.

Производители делают все возможное, чтобы предоставить потребителю полезный продукт высокого качества. Но добиться подобного результата можно только в том случае, если подбирать способ фасовки в соответствии с его особенностями. Сегодня распространены четыре вида упаковки для молочной продукции.

Гибкая упаковка

Речь идет о молочном пакете, или, как его еще называют, пакет-подушка. В большинстве случаев такая тара используется для продажи молока, и других жидких молочных продуктов. Среди ее основных достоинств стоит назвать невысокую себестоимость и небольшой вес.

Как правило, это трехслойная пленка на основе полиэтилена, внешний слой которой оптимизирован для нанесения печати, средний слой определяет физико-механические свойства пленки (стойкость к проколу, растяжению, смятию), а внутренний слой контактирует непосредственно с продуктом. Внутренний слой может быть окрашен в белый, серый, либо черный цвет. 

Существует ошибочное мнение, что цвет внутреннего слоя может каким-либо образом влиять на срок хранения продукта, или, например, что черный или серый цвет защищает продукт от воздействия ультрафиолетовых лучей. Это не более, чем просто миф. Иначе молоко в прозрачных стеклянных или пластиковых бутылках мы не встречали бы на продуктовых полках в супермаркетах. И вообще,  как часто вы храните молоко под прямыми солнечными лучами? На срок хранения молочного продукта цвет внутреннего слоя пленки не оказывает никакого влияния. Обычно выбор цвета внутреннего слоя обусловлен всего лишь особенностями дизайна упаковки.

Монокомпонентность состава молочной пленки также имеет преимущества перед другими видами упаковки – сложно представить более удобный в переработке и повторном использовании вид упаковки. Сейчас, при растущем тренде на экологичное и заботливое отношение к нашей планете это особенно актуально.

Чаще всего продукт в такой упаковке  имеет небольшой срок хранения и вызывает большее доверие потребителя, чем продукт с длительным сроком хранения, так как воспринимается как более «натуральный». Именно поэтому молочная пленка является одним из самых популярных видов упаковки для молока среди молочных заводов.

Полужесткая упаковка

Очень популярным и функциональным видом упаковки является стакан, изготовленный из полистирола, полипропилена или ПЭТ.

В стакан с крышкой, как правило, фасуют йогурт, сметану, десерты, творог, и даже масло.

Упаковка в пластиковый стакан с крышкой популярен не только для упаковки молочных продуктов – например, часто в него фасуют снеки, сухофрукты, семечки и другие пищевые продукты.

Преимуществом пластикового стакана как вида упаковки можно назвать его герметичность и устойчивую форму, широкие возможности для декорирования. Стакан можно изготовить в любом цвете (обычно это прозрачный или белый стакан), а также есть возможность различных видов декорирования:

  • Печать флексографическим способом (6-8 цветов)
  • Декорирование в слив-этикетку с полноцветной печатью
  • Декорирование картоном с полноцветной печатью.

Как правило, стакан запаивается металлической платинкой, что обеспечивает продукту герметичность, и иногда дополнительно накрывается крышкой-нахлобучкой.

Полужесткая упаковка из листовых и комбинированных материалов

Речь о пюр-пак и прочих разновидносях картонных пакетов. Данный формат упаковки является достаточно распространенным среди современных производителей молочных продуктов. Тара изготавливается из прочного материала, и имеет больший, в сравнении с гибкой упаковкой, вес.

Стеклянная бутылка

Не так давно в нашей стране использовалось около 50 миллиардов штук бутылок из стекла в условном исчислении емкостью 0,5 л. Сегодня их количество в молочной промышленности не превышает 1,5 миллиарда, и эта цифра все уменьшается. Подобная тенденция связана с целым рядом факторов, а именно с производством и реализацией данной тары для молочной продукции. С точки зрения гигиены, стекло считается самым безвредным видом упаковки, однако его большой вес и хрупкость становятся причиной серьезных потерь товара.

Линии розлива дополняются узлом мойки бутылок, становясь громоздкими и энергоемкими. Невысокие объемы переработки молока приводят к тому, что не удается использовать всю производительность разливочного оборудования. А поскольку бутылка закрывается негерметично, продукт хранится всего 36 часов, из-за чего невозможно расширять ассортимент фасуемой молочной продукции. Кроме того, столь короткий срок годности не соответствует требованиям современного потребителя.

Выбор упаковки для молочных продуктов

Каждый год промышленность предлагает новые технические и маркетинговые решения для розлива молока. Можно отследить определенные тенденции по выбору упаковки для разных типов продукции.


Молоко и жидкие молочные продукты.

Для этих товаров используют гибкую упаковку (молочный пакет-подушка), бутылку ПЭТ и пюр-пак. Благодаря дополнительной асептической обработке упаковки обеспечивается высокая степень гигиеничности, а значит, продукт может храниться дольше, оставаясь при этом безопасным.

Кисломолочная продукция.

Розлив кефира, ряженки, йогурта, сметаны и прочих видов продукции обычно осуществляют в гибкую упаковку либо полужесткую тару из комбинированных материалов. 

Творожная продукция и сливочное масло.

Товары данной группы должны фасоваться в упаковку с высокой стойкостью к жирам, способную даже во влажном состоянии сохранять свои прочностные характеристики. Поэтому производители отдают предпочтение кашированной фольге, БОПП-пленке, пластиковому стакану или контейнеру.

Мягкие сыры.

Мягкие (творожные)  сыры фасуют в пластиковый стакан, «ванночки» из ПЭТ или полипропилена, контейнеры. 

Мороженое

Мороженое.

Обычно мороженное фасуют в:

  • БОПП-пленку (флоу-пак)
  • трехслойную молочную пленку (брикеты по 0,5 и 1 кг)
  • пластиковый стакан
  • кашированную фольгу (квадратные брикеты, например, с вафлей)

В основном пластиковый стакан просто закрывается крышкой-нахлобучкой.

Детское питание.

Кефир, молоко, сок и других жидкие продукты, предназначенные для малышей, сегодня обычно разливают пюр-пак. Подобные пакеты изготавливают из нескольких слоев полиолефинов, слоя картона и слоя алюминиевой фольги. Они имеют жесткую форму, не пропускают влагу и остаются герметичны в течение всего срока хранения.

Детские сухие смеси фасуют в картонные коробки с предусмотренным полимерным вкладышем. Для изготовления последнего может использоваться, например, цефлен – материал с отличными защитными свойствами. Благодаря ему продукт в закрытой упаковке в течение большого срока сохраняет свои свойства.

Сейчас достаточно распространена фасовка детского питания в пластиковые термоформованные стаканчики из полистирола, полипропилена и ПЭТ. Стоит подчеркнуть, что использование этих материалов для упаковки пищевых продуктов для детей официально разрешено.

Тара для перевозки и хранения молочных продуктов

Молоко и продукты из него транспортируют в специальной таре либо предварительно упаковывают в соответствии с актуальными нормами. Для перевозки молока используют автомобильные или железнодорожные цистерны, состоящие из нержавеющей стали, не способной вступать в реакцию с пищевыми продуктами. Благодаря особой конструкции их можно быстрое вымыть с удалением всех остатков как самого продукта, так и моющего средства. Цистерна обязательно снабжается системой создания избыточного давления, необходимой для перекачки молока. Если речь идет о малых партиях, продукт перевозят в алюминиевых флягах с герметичными крышками.

Сырки и творог поставляются в магазины в пластиковых ящиках, которые изготавливаются из пластмасс, инертных к продуктам питания.

В качестве тары для такой молочной продукции, как твердые сыры, используют картонные и деревянные ящики. Их перевозят при температуре в пределах от 0 °С до +4 °C и влажности воздуха 75–80 %. За счет обеспечения необходимых условий сыры могут храниться 6–8 месяцев.

Сливочное масло отправляется с заводов к потребителям в виде брикетов по 10, 15, 20,30, 100, 200, 250,500 г или блоками по 20–25 кг. Его заворачивают в пергамент марки В или кашированную алюминиевую фольгу, после чего укладывают в картонные или деревянные ящики. Благодаря этому способу упаковки удается сохранить свежесть масла в течение нескольких месяцев – конкретная цифра зависит от температуры. В обязанности производителя входит указание на упаковке температурного интервала и сроков годности продукта. Топленое масло допускается транспортировать только в бочках.

Используемая для перевозки тара снабжается этикеткой, ярлыком, на котором фиксируют название, товарный знак фирмы-производителя, наименование вида продукта, массу брутто и нетто, тару, количество единиц и массу нетто каждой из них и каждого места. Также важно указать дату завершения срока реализации, номер партии и места, соответствующий стандарт.

На складах в качестве тары для молочной продукции используются металлические фляги или бочки. После фасовки продукта в бутылки или пакеты последние укладывают в металлические и пластмассовые ящики, которые устанавливают на подтоварники.

Тара молочной продукции

Сейчас хранение молочных продуктов на складах все чаще осуществляется именно в ящиках из пластика, ведь они имеют определенные достоинства:

  • Малый вес – подобная тара минимально сказывается на весе товара.
  • Гигиеничность – для их производства используют сырье, пригодное для хранения пищевых продуктов, также подобные емкости удобно мыть, они не впитывают в себя следы пищи.
  • Экологичность, поскольку ящики могут быть переработаны.
  • Большой срок службы – в среднем они сохраняют свои характеристики до 10 лет, но за счет аккуратной эксплуатации этот отрезок времени может быть продлен.
  • Экономичность, что связано с их низкой ценой.
  • Прочность, обеспечиваемая за счет утолщенных сплошных боковых стенок и дна. Таким образом исключается возможность деформации под весом продукции.
  • Универсальность, ведь ящики могут использоваться для транспортировки и хранения любых объемов товара.
Нужно понимать, что все виды молочных продуктов требуют индивидуальных условий упаковки, перевозки и содержания в складских условиях. Если применяемая тара не отвечает действующим нормам, предприятию может быть выписан штраф.

9 направлений модернизации тары для молочной продукции

Для сферы упаковки молочной продукции актуальны такие тенденции:

1. Уменьшение массы тары.

Упаковка становится легче за счет использования более тонких барьерных пленок, оптимизации материалов и конструкций. Все подобные перемены в составе тары для молочной продукции связаны с необходимостью оптимизации логистики.

2. Повышение удобства употребления продукта.

Повышение удобства употребления продукта

С этой целью используется опция легкого открытия, которая предполагает добавление насечек, специальных уголков. Достаточно часто можно увидеть на прилавках упаковку с одноразовой ложечкой, секцией для смешивания продуктов.

3. Повышение роли полимерных материалов.

Полимерная гибкая упаковка (молочный пакет, БОПП-пленка) , и жесткая – контейнеры, бутылки – постепенно вытесняют другие виды тары для молочной продукции. Это связано с малым весом, функциональностью и многоопциональностью современных видов емкостей.

4. Развитие форматов для потребления продукта в дороге.

В первую очередь, речь идет о вариантах упаковки с крышкой для удобного открытия, ручкой и носиком для более простого наливания жидкости. Также сюда относятся порционные емкости, например, сливки по 125 г на несколько чашек кофе.

5. Одновременное развитие малой, средней и мультиупаковки.

В процессе создания продуктов и выбора стратегии позиционирования компании-изготовители выделяют больше нишевых групп.

Все еще актуальны привычные большие форматы для домашнего потребления, так называемые family-pack. Подобная тара для молочной продукции сейчас модернизируется, чтобы потребитель мог повторно открывать и закрывать ее.

Тара для молочной продукции

В сфере HoReCa предполагается рост спроса на гибкую упаковку. Одним из ярких и удобных примеров считается PacXpert от DOW, то есть пакет с ручкой для соусов, бытовой химии. За счет такого рода тары удается в десять раз снизить затраты на доставку продукции к конечному потребителю.

Параллельно ведется поиск новых и ярких форматов, способных пробудить интерес к молоку. Именно с этой целью дизайнеры создают странные на первый взгляд емкости, в том числе в виде коровьего вымени.

6. Постоянное обновление ассортимента для удержания интереса.

Базовая линейка товаров дает производителю основной объем выручки, но чтобы сохранять свои позиции на рынке необходимо все время создавать новые, способные заинтересовать потребителя вкусы

7. Общее повышение роли брендов и более активное продвижение.

Конкуренция нарастает в большинстве сегментов молочного рынка. Сегодня не получится удержать позицию только за счет снижения цены. Поэтому компании-изготовители стараются обратиться к брендовой составляющей, прибегая к помощи профессионалов. Это наиболее актуально в рамках темы тары для молочной продукции, ведь именно по упаковке покупатель оценивает товар.

8. Упаковка-посуда.

Сегодня дополнительные функции появляются у емкостей с продуктами, обычно потребляемыми в офисе, в дороге. То же самое происходит с тарой малых объемов. Важно, чтобы баночка не просто легко открывалась, но и обеспечивала эргономичное потребление. Именно с этой целью производители начинают использовать материалы, которые позволяют разогревать продукт в микроволновой печи.

9. Экологичность.

Когда речь заходит об экологии, важно учитывать возможность снижения вредного воздействия на окружающую среду в процессе изготовления тары. Также емкость должна перерабатываться либо утилизироваться без серьезного вреда для экологии. Кроме того, производителю важно снизить бытовую нагрузку на потребителя.

Перечисленные направления развития относятся ко всем рынкам упаковки. Так как молочный сегмент относится к наиболее востребованным, в нем все более интенсивно будут применяться инновационные решения.

Читайте также

Back to the list

Скачать каталог